О слётах туристят я узнала, забредя на сайт их организатора Жени Кац. До этого я обнаружила ещё несколько сайтов про походы с детьми, но либо имелись ввиду дети, способные пройти пешком от 10 км, что к нам пока не относится (сайт Владимира Кухарёнка), либо это были описания уже состоявшихся походов, как правило байдарочных, что само по себе замечательно, но пока неясно как мы вдвоём с трёхлетней Аней можем принять участие в этом празднике жизни.

На слёт мне совершенно не терпелось. Ведь это - с ума сойти, до чего я дошла! - мой первый слёт за минувшие 4 года. Правда, я раньше как раз не очень любила слёты за большое количество народу, но это стопроцентно покрывалось возможностью общения и самых неожиданных встреч со старыми и новыми знакомыми.
Ане бывать на подобных мероприятиях до сих пор не приходилось. Когда я в порядке моральной подготовки радостно сообщила ей о том, что мы пойдём на слёт туристят, ей явно ОЧЕНЬ понравилось слово "туристята", но на мой вопрос "А ты у меня туристёнок?" она тут же уверенно и, как мне показалось, гордо ответила "Нет!". Думаю, что имелось ввиду "Нет, я девочка", потому что "туристёнок", видимо, показался ей чем-то похожим на "домовёнок".
Сборы накануне прошли под привязавшуюся ко мне песенку со словами "И я когда-то точно так ходил на слёт, но это было только первых пару раз". Понятно, все остальные слова этой песни к нам не относятся.

Встреча была назначена в 10 утра в метро Тёплый Стан. Чтобы туда попасть, нам предстояло сперва дойти пешком до станции Шаболовская. Этот переход занял 30 минут, причём я вынуждена была постоянно подгонять Аню, не очень понимающую, для чего этот марш-бросок. Для бодрости духа мы по пути читали стихи Барто, тем не менее Аня явно утомилась, и в Тёплый Стан мы прибыли в сильно поникшем состоянии. Оказалось, что мы пришли первые. Во всяком случае, единственный мужчина с ребёнком, которого мне удалось найти в назначенном месте, очень удивился и как-то странно посмотрел на меня, когда я спросила его, не идут ли они на слёт. Выйдя из подземного перехода там, где мне больше всего понравилось, я позвонила Жене, и мы встретились буквально через минуту. Снабдив нас инструкциями, как дойти на поляну слёта, Женя спустилась в метро встречать остальных, а мы пошли в нужную сторону. Аня ожила только когда мы свернули на лесную дорожку. Она привезла из дома сплетённый накануне шуршун из кленовых листьев, и теперь стремилась его удлинить. Мне с трудом удалось уговорить её не делать остановок, пока мы окончательно не выйдем на поляну слёта.
На поляне уже было около десятка детей с родителями, мужчины начали натягивать между деревьями верёвки, которые позже превратились в полосу препятствий. Девочка примерно Аниного возраста (Ириса) качалась на бревне, один конец которого был приподнят над землёй и держался на свисавшей с дерева верёвке. Аня немедленно захотела покачаться там же, и мне пришлось усадить её сзади Ирисы и страховать.
Потом были навешены верёвки, по которым надо было ходить, наступая на нижнюю и держась руками за верхнюю. Аня неожиданно быстро освоила этот способ передвижения, и к концу слёта прыгала на этих верёвках почти так же, как старшие дети. Единственно, когда в непосредственной близости от Ани оказывался кто-нибудь значительно выше её, расстояние между верёвками увеличивалось, и Аня либо вынуждена была повисать на руках, либо норовила отпустить ручки и упасть, потому что уже не могла достать обе верёвки одновременно. В целом этот аттракцион ей очень понравился, и она то и дело возвращалась к нему в течение дня. На этих же верёвках ходил мальчик и громко повторял, что его надо везде пропускать, потому что он "здесь первый раз". Позже этот мальчик рассказал, что ему шесть с половиной лет, он приехал на слёт втроём с мамой и сестрой, которой "Тридцать! Нет, тринадцать: один и три" лет.
Ещё мы с Аней взялись поучаствовать в навеске колец и трапеций. Притащив мешок с ними к деревьям, где предполагалось это делать, я не обнаружила в нём самого главного - верёвки, на которую и предполагалось вешать кольца. На первый взгляд, верёвки не было нигде. Вскоре оказалось, что её прибрала к рукам стайка мальчишек младшего школьного возраста и уже успела запутать вокруг высоко расположенной ветки дерева. На фоне всеобщего привязывания верёвок к деревьям это смотрелось как плановая установка ещё одной тарзанки и бросилось в глаза далеко не сразу. Выручить верёвку оказалось ох каким нелёгким делом. На мои заявления, что эта верёвка нужна для навески колец и даже на приглашение поучаствовать в этом полезном деле мальчишки не терпящим возражений тоном ответили: "А нам кольца не нужны", - и продолжали проделывать манипуляции с верёвкой, всё больше запутывая её за ветки. Наконец один из них спросил, где будут вешать кольца, пошёл со мной посмотреть на это место, и через некоторое время верёвка всё же туда перебралась. На этом моя миссия была выполнена, привязывать верёвку к деревьям взялся высокий мужчина, но Аня, помогавшая мне искать верёку (в процессе поисков она ходила со мной рядом и озабоченно повторяла: "Ну где же верёвка? Где-то там верёвка. Ну когда они её отдадут?"), приняла навеску колец настолько близко к сердцу, что возомнила их своей собственностью. Даже когда мы с ней уходили со слёта в пять часов вечера она никак не могла уйти от колец, требовала забрать их домой, а когда мне всё же удалось увести её, стала просить, чтобы я купила ей такие же.
Пока вешали кольца, невдалеке мамы с маленькими детьми начали водить хороводы, причём слова этих хороводов были мне неизвестны. Аня всегда обожала хороводы, и когда я позвала её поучаствовать, пошла легко. Но, едва мы подошли к хороводу, закатила истерику. Я несколько раз пыталась встать с ней в круг, но Аня неизменно без видимой причины валилась на землю с криком и слезами. Вообще на всём слёте, кроме этой Аниной истерики, я слышала детский плач только однажды, и он быстро прекратился. Наверное, у нас сказалась усталость от марш-броска к метро Шаболовская, ну и вообще необычная обстановка... Я вынуждена была вернуться с Аней к кольцам, которые к тому времени были уже совсем готовы и - о ужас! - их облепили дети так, что обе пары колец и трапеция оказались заняты на несколько минут вперёд. Понятно, что Ане, вообразившей кольца своей собственностью, эта картина радости не прибавила. К счастью, другие дети вели себя гораздо лучше, нам неоднократно уступали очередь, и Аня наконец успокоилась.
Ещё на поляне кто-то поставил детскую палатку, отличавшуюся от обычной только размером, ну и яркой жёлто-сине-красной раскраской. Аня, ещё никогда не ходившая в походы, знает что такое палатка, потому что мы уже второй год устанавливаем такое сооружение на даче на время моего отпуска. Так что она, только заметив палатку, не мешкая побежала к ней и залезла внутрь. За Аней в палатку залезли ещё две девочки. Я начала играть с ними в волка и семерых козлят. Всё было хорошо, пока я была козой. Но, едва объявив себя волком, я получила чувствительный удар в голень. Это меня ударил ногой (да ещё в прыжке) мальчик лет пяти-шести с рюкзачком. На вопрос почему он это сделал мальчик, не смущаясь, объявил, что он за козлят. Да, следующий раз, прежде чем изображать какую-нибудь сказку, хорошо подумаю.

Слёт устраивался также как Праздник Урожая, и на нём ожидалось командное ориентирование по карте с КП, на которых предполагались викторины, связанные с этой темой. Сразу скажу, что эта часть мероприятия была проведена на высшем уровне. До слёта, читая информацию на сайте Жени, я подумала: ну какие же викторины могут быть для самых маленьких детей и на какие вопросы они способны ответить на лесных КП? Я думала, что вопросы будут для старших детей, а мы просто прогуляемся по лесу, что само по себе хорошо. Оказалось, что я сильно ошибалась.
В нашей команде было пять детей, причём Аня самая старшая. На первом КП дети должны были, закрыв глаза, определить, какой плод им дали в руки. Аня не только честно(!) закрыла глаза (я думала, она вообще не поймёт такую просьбу), но и, отвечая первой, угадала яблоко. После этого КП надо было перейти ручеёк по брёвнышку. Аня, до этого вознамерившаяся всю дорогу ехать на моих плечах, не только прошла этот мостик, опираясь на мои руки, но и весь дальнейший маршрут шла только сама.
Задание второго КП для меня было самым неожиданным и понравилось больше всего: надо было с завязанными глазами рассортировать орехи: грецкие класть в одну мисочку, фундук - в другую. Аня и с этой задачей справилась. Вначале она ошибалась (не помнила, куда какие орехи класть). Они работали одновременно с другой девочкой из нашей команды, Алисой, и мы с Алисиной мамой посоветовали Ане брать только большие орехи, а Алисе - только маленькие. Но как раз в этот момент Аня стала правильно размещать не только большие грецкие орехи, но и попадавшийся ей фундук, чем вызвала моё удивление и гордость за неё.
На третьем КП Аня ловила магнитной удочкой ярко раскрашенных картонных рыбок, а на четвёртом надо было с завязанными глазами угадывать, что положили тебе в рот, и Аня тоже отвечала правильно!
А потом мы искали в лесу спрятанный там арбуз. Придя на место, где он должен быть спрятан, дети сначала повели себя несколько нерешительно. Но у Ани в этом году уже был опыт успешного поиска грибов, и я подсказала ей искать арбуз так, как она искала грибы. И Аня нашла арбуз! Я заметила его в траве около ствола дерева чуть-чуть раньше и имела возможность наблюдать, как Аня с широко открытыми глазами шла к арбузу, всё больше убеждаясь, что это именно он. Детей сфотографировали с арбузом и картой, и мы вернулись на поляну слёта.
После перекуса с арбузами, домашней выпечкой и прочим были весёлые старты на полосе препятствий. Здесь я опять же сомневалась, что трёхлетнему ребёнку стоит принимать в них участие, но, с другой стороны, лазание по верёвочным препятствиям мы уже освоили, и мне хотелось, чтобы Аня прошла всю трассу. Последние сомнения развеяла мама Алисы, сказав, что Алиса побежит полосу препятствий уже пятый раз в жизни, а она на полгода моложе Ани. Мы тут же договорились, что Алиса и Аня побегут вместе. Мы, мамы, страховали девочек на трассе, а одно препятствие - проползти под натянутой сеткой - мы по предварительной договорённости прошли вместе с дочерьми. Из того, что Аня ещё не пробовала делать, на трассе был бег в мешках, но мы и с этим справились.

Что ещё было на слёте: разбившись на команды, дети показывали спектакли по сказкам. Тут пригодился и наш шуршун: он стал хвостом лисички. Хороший получился хвост. Правда, когда лиса пряталась в избушку (избушкой была свёрнутая пенка), половина хвоста отвалилась: плела-то я его второпях, поскольку Аня подавала мне листья гораздо быстрее, чем нужно, да и трепала она его как следует. Но представлению этот инцидент не помешал: лисичка была хороша и с коротким хвостом.
Ну и, конечно, мы познакомились с единомышленниками и узнали новые игры-песенки, в одну из них уже играли с Аней дома.
В общем, слёт удался. И то, что мой не в меру ранимый ребёнок плакал в этот день всего один раз, а после слёта она почти всю дорогу от метро до дома прошла своими ножками, тоже говорит о том, что всё было сделано как надо. Спасибо организаторам и всем, кто принимал участие в подготовке и проведении слёта!

К оглавлению раздела "Отчёты-рассказы"
К оглавлению подраздела "Походы"
На главную страницу

Hosted by uCoz