Немного найдётся в Москве новогодних действ, где Дед Мороз выходит к детям из настоящего леса на лыжах. На слёте туристят 26 декабря 2004 г. было именно так. Ещё довольно необычным моментом для детских праздников было то, что один из первых вопросов, заданных нам с Аней другими участниками слёта (ещё в метро), был такой: "Это не вы собирались с нами летом на Алтай?" Я даже подумала, а что собственно может помешать нам действительно поехать туда летом. Разве что то, что и поближе найдётся много неосвоенных мест... Ну ещё вечные вопросы о времени и деньгах.
Опыт осеннего слёта туристят был для нас с Аней настолько положительным, что у Ани не возникало сомнений в том, куда и зачем надо идти, и мы довольно резво дошли пешком до метро Шаболовская. На этот раз Анин рюкзачок собирала я (она была увлечена чем-то другим), и в нём лежали только нужные вещи, а именно склеенный нами на неделе фонарик и носовой платок. Санки решили не брать, да и дорога была сплошь мокрый асфальт.
На станции метро Тёплый Стан мы должны были встретиться с группой, которую до сих пор знали только по переписке в интернет. Но ни в назначенные 11 часов, ни в последующие 10 минут в центр зала никто не пришёл. Аня в таких случаях начинает нервничать, да и мне не хотелось, чтобы мы опоздали к началу ориентирования, и мы перебрались к последнему вагону, где была назначена встреча для всех не знающих дороги на поляну, оттуда прогулялись к первому вагону чтобы подобрать заплутавших (как выяснилось, не зря). Когда опять подходили к последнему вагону, как раз увидели, что все уже уходят. Аня тут же заплакала: "А когда мы их догоним?!", и до самой поляны мне пришлось нести её на себе, несмотря на то, что мы нагнали уходящих почти сразу.
По дороге был и положительный момент: Аня сама заметила ярко-оранжевые маркера, ведущие на поляну, и я рассказала ей, что такое маркер и как по ним можно найти дорогу. Ане это понравилось, и она охотно показывала мне следующие маркера.

На поляне дети играли в небольшой снежной крепости. Аня потребовала ледянку и стала пытаться скатываться на ней с покатых стенок крепости. В это время мальчики-дошкольники, наряженные рыцарями, сражались в крепости с другими рыцарями и пиратами. Кажется, попало и Ане. Кроме того, она расстроилась, потому что мальчики, как ей показалось, разрушили крепость. На самом деле крепость и так скорее напоминала руины. Попутно мы записались в команду 4-5-леток (Ане как раз в этот день исполнилось 3 с половиной, но на осеннем слёте мне показалось, что ей было бы интереснее пройти маршрут побольше, чем подготовленный для детей её возраста) и познакомились с Леной_vinni, узнав друг друга по бейджикам. У неё на руках сидел ещё один маленький рыцарь в плаще. Действительно интересно встречать людей, которых знаешь только "виртуально". Нас в этот день ждала ещё одна такая встреча: Алексей Лапин, с которым нам так и не удалось встретиться в метро, нашёл меня на маршруте.
При отправке на маршрут возникла некоторая неразбериха: мы прибежали на старт, когда позвали 4-5-леток, Аня внимательно выслушала Женю Кац, объявившую детям, что следует искать зелёные ленточки и зелёные пятна на снегу (при слове "пятна" я почему-то представила себе нечто круглое и довольно аккуратной формы), вблизи которых спрятаны разноцветные флажки.
Тут же выяснилось, что народу слишком много для одной команды, мы и ещё пятеро детей с родителями отделились в команду меньшего возраста, нам тут же объяснили, что ленточки следует искать не зелёные, а голубые (кажется, Аня уже здесь была сбита с толку: ей-то только что тётя так подробно объяснила, что надо искать зелёные). Тут же выяснилось, что маршрут голубыми ленточками ещё не промаркирован, мы пошли съесть бутерброд (Аня как всегда с утра ничего не ела). Увидели, что на месте старта собираются какие-то хороводные игры со Снегурочкой. Побежали туда, не желая пропустить действо. Оказалось, что это очерденая группа "паровозиком" выходит на маршрут. Я не знала, в какой всё-таки возраст мы попали (в группе были и дети явно старшие, и малыши вроде нас), не знала, какого цвета ленточки теперь следует искать нам, но поняла, что если мы и сейчас останемся ждать "своего" выхода и не последуем за самой Снегурочкой, - Аня очень расстроится. В итоге, как я теперь могу понять, прочитав Женино описание слёта, мы прошли маршрут, рассчитанный ещё на более старших детей, что наверное было для Ани лишним, хотя и понравилось, и запомнилось (ну это, в конце концов, самое главное!).
Однако первая часть маршрута не была такой радужной: старшие мальчики убежали вперёд, и все ленточки и флажки доставались им (как выяснилось позже, значительную часть наших ленточек сняли прошедшие здесь раньше другие группы). За убежавшими вперёд детьми устремились их родители, а мы плелись в хвосте за спинами родителей, не видя ни Снегурочки, ни ленточек, ни флажков. Первое пятно, обозначающее "искать флажок", я приняла за собачью метку (цвет маркеров для нашей команды оказался жёлтым). Поняла свою ошибку только на втором или третьем, но едва успела подтолкнуть Аню с тропы искать флажок, как его опять же нашли.
С родителями мы договорились пропускать вперёд всех детей. Стало лучше. Теперь Аня могла следовать за Снегурочкой. Игры на пути следования оказались для Ани настоящим спасением: во-первых, она обожает хороводные игры, во-вторых, такие остановки были ей просто необходимы для отдыха от быстрой ходьбы по сугробам с непонятной (до первой найденной ею ленточки) целью. И, надо отдать должное Снегурочке, в нашей команде игры проводились хорошо, детям было интересно. Игры были такие: сначала небольшой отрезок пути прошли "паровозиком", через некоторое время надо было по команде Снегурочки валиться в снег (слов водящего, к сожалению, не помню), "Ворота" (тут поучаствовали и некоторые родители, я в том числе; и тоже хорошо бы вспомнить слова: "... первый раз прощается, второй раз обещается, третий раз запрещается" - так, что ли?), "Танец любимый наш..." и что-то ещё.
Когда мальчики впереди взяли очередной флажок, Аня, кривя личико, уже почти плаксивым тоном сказала мне: "Мама, я ничего не нахожу!" Я поняла, что надо что-то делать. Попросила Снегурочку сделать так, чтобы Аня нашла хоть что-нибудь. Снегурочка взяла у кого-то половинку ленточки и привязала на ветку перед самым Аниным носом. Но Аня - наверное, из-за расстройства, эту ленточку не заметила. Пришлось вернуть её и тыкать пальцем.
С ленточкой Аня повеселела. Потом мама идущей с нами девочки поделилась с нами ещё одной половинкой найденной ленточки, потом - в овраге - Снегурочка подложила нам и ещё одной девочке по жёлтому флажку. Уж тут было радости! Аня после этого догоняла Снегурочку и кричала: "Снегурочка! Снегурочка! Я нашла флажок!" Но когда услышавшая её наконец Снегурочка хотела с ней об этом поговорить, Аня побежала дальше вперёд.
Под конец маршрута и дорога стала шире (идти и даже бежать стало легче), и старшие мальчики уже частично потеряли интерес к поискам маркеров, так что нам достались ещё две ленточки, найденные Аней совершенно самостоятельно. Ещё мы видели много голубых ленточек, но я объяснила Ане, что их брать не надо, они для другой команды.

Мы торжественно повесили на ёлку найденные ленточки, флажок и приготовленную накануне звезду (Аня сама раскрашивала). Пока я в очередной раз пыталась накормить Аню (и опять довольно безуспешно), из леса вышла толпа детей с колокольчиками. Я поняла, что обнаружение колокольчиков мы пропустили, но Аня как будто этого не заметила (хотя я-то знаю, как она любит колокольчики). Вскоре из лесу вышел Дед Мороз, причём прямо на нас! Аня отнеслась к этому как к должному.
Начались игры на поляне. Аня совершенно спокойно отпустила меня на другой конец поляны фотографировать, и как я оттуда видела, хорошо играла, не обращая внимание на то, что у всех есть колокольчики, а у неё нет. Когда играли с этими колокольчиками в жмурки, она так же весело носилась по поляне, как другие дети, и по одному разу её осалили Дед Мороз и Снегурочка.
Я никак не могла поймать в кадр Аню вместе с Дедом Морозом: то Дед Мороз находился слишком далеко, то Аню загораживали другие дети и фотографирующие их родители. Кто-то из родителей попытался убедить детей расширить круг, но призыв не был услышан. Играли в "заморожу", "рукавица Деда Мороза", жмурки, "слепились снежинки", хороводы водили. Детям было весело, Ане тоже. Я надеялась сфотографировать её с Дедом Морозом потом. Со Снегурочкой у нас фотография, кажется, будет.

Дед Мороз объявил шествие с фонариками. Я стремилась зажечь склеенный нами фонарик, Аня же требовала бенгальские огни, которые раньше не видела, слышала только название. Спички гасли, едва загораясь, к тому же пришлось отдать коробок Снегурочке. В общем, провозились с пиротехникой, и собственно шествия у нас не получилось, хотя кто-то в колонну как я видела построился. Но забава с бенгальскими огнями Аню вполне удовлетворила, правда под конец она обожглась: наверное, хватанула за горячее. Поплакала, но ожёга как такового не было. Кто-то придумал воткнуть много бенгальских огней в ближайшего снеговика и зажечь их одновременно.

Началась раздача подарков. Я так и не поняла, были ли какие-то подарки кроме Волшебных Орешков. Читаю отчёты других участников - вроде были, - но у Деда Мороза при Ане спрашивать неудобно.
Орешек нам достался красивый: жёлтый с ёлочкой, нарисованной зелёными блёстками, а вокруг маленькие рельефные полусферы из жёлтых блёсток. Получив его от Деда Мороза, Аня отошла ко мне, стала рассматривать орешек и первым делом спросила: "А его можно кушать?" Я стала объяснять ей, что это Волшебный Орешек, его надо положить дома под ёлочку, и в Новогоднюю ночь из него выйдет подарок. Потом подумала, что будет лучше, если это скажет ей сам Дед Мороз. Мы опять подошли к Деду Морозу, который как раз в этот момент рассказывал легенду Волшебного Орешка мальчику, так что и Аня услышала. Я спросила её, во что бы она хотела чтобы превратился её Орешек. Она сначала затруднилась ответить, я стала перебирать варианты, и мы остановились на паззле (я уже купила два, чтобы положить ей под ёлочку). Я предложила ей пошептать орешку, что она хочет получить в подарок на Новый Год, и слышала, как она заказала "золотой пазл".
Сразу после раздачи орешков Аня стала требовать немедленно ехать домой: устала. Я уговаривала её пойти сфотографироваться с Дедом Морозом, но она наотрез отказалась. Ручкой уходящим в лес Деду Морозу и Снегурочке помахала (значит, они ей понравились).
Объявили, что можно взять с ёлки любую понравившуюся игрушку. Но Аня отказалась идти к ёлочке, хотела уже только домой. В это время дочка Алексея Лапина Надя принесла звезду - о ужас! - это была та самая звезда, которую делала Аня! - и Аня это увидела! Пришлось Наде отдать звезду нам, обменяться с ней игрушками Аня не согласилась. Вообще мне было приятно, что наша звезда понравилась.
Я немножко тянула с уходом домой, потому что хотела уйти с Лапиными, вместе веселее. Уставшая Аня тем временем начала плакать и обниматься с ближайшим деревцем, видя, что её желание ехать домой не выполняется. Тут как нельзя кстати я увидела Женю Кац. Кто-то мне сказал, что у Жени скорее всего остались нерозданные колокольчики. Женя подарила Ане колокольчик на красной резиночке (ура, наш любимый цвет!) и батончик Мюсли. Благодаря этому Аню удалось быстро успокоить.

По дороге домой от метро Шаболовская Аня рассуждала про Снегурочку:
- А Снегурочка из снега?
- Да, её сделали из снега, и она ожила.
- А у неё кожица, как у настоящих.
- Ну она же настоящая: она ожила, значит у неё и кожица, и глазки, и сердечко, как у всех живых людей.
Дома, пока парили ножки (всё-таки самую малость промокли), Аня играла Волшебным Орешком, потом начла кидать его мне, потом он упал в тазик с водой. К счастью, краска не сошла: я быстро его достала. Опять много рассуждали про волшебный орешек.

В целом Ане слёт понравился, впечатлений много, а больше всего понравилась Снегурочка. Я думаю, нам всё-таки повезло с командой, потому что то, что группу вела сама Снегурочка, Аню очень впечатлило, и игры на маршруте были хорошо организованы.
Есть что улучшить на следующий год (хотя я представляю, как сложно всё подготовить к слёту и организовать такое количество детей), к тому же мы тоже будем на год старше и лучше представлять себе как себя вести.
Очень хорошая идея, когда ведущий группы подкладывает малышам на маршруте ленточки и флажки, чтобы каждый что-нибудь нашёл сам.


К оглавлению раздела "Отчёты-рассказы"
К оглавлению подраздела "Походы"
На главную страницу

Hosted by uCoz